О взаимоотношениях с подростком
"Тонущий корабль" Айвазовский И.К. 1984 год |
Серо-ультрамариновая палитра пасмурного штормового дня, который с неожиданностью и треском врывается в реальность в картине И.К. Айвазовского с необычайной точностью передает эмоциональный настрой подростка во многих ситуациях. Критический уровень накала эмоций во многих житейских ситуациях семьи порой несёт все с нежностью и заботой выстроенные отношения на острые рифы конфликта. У родителей бывает чувство, когда могут "опускаться руки", и хочется эмоциональной передышки, понимания, доверия, спокойствия и гармонии в семье. Иногда кажется, что подросток общается таким образом именно для того, чтобы спровоцировать окружающих на конфликт ... Так ли это? Однако чаще всего сам подросток в силу особенностей своего возраста неспособен управлять своими эмоциями, поведением, речью. Случается так, что он что-то сделает (скажет), а потом сам расстраивается, не вполне понимая зачем отреагировал именно так. А сформированных и позитивно подкреплённых стратегий поведения, которые пригодились бы для выхода из критичной ситуации нет. В это время он сам формирует о себе представление через конфликтные ситуации, агрессивное поведение, прощупывает границы и рамки своей зоны комфорта, своего места и роли в обществе. Входит в разные ситуации, в том числе и рискованные, и в этом опыте и реакциях окружающих находит для себя решения, знакомых, друзей, недоброжелателей; формирует свою позицию по отношению к своей жизни. Для самого подростка это тоже сложный период.
На карандашном рисунке И.К. Айвазовского единственная цветная деталь - это отчаянно рвущийся флаг, символизирующий последнюю надежду на спасение среди буйства стихии. В отношении с ребенком, который находится в периоде подростковости таким флагом надежды является фундамент взаимоотношений в семье, выстраиваемых на протяжении всего её существования. Это традиции, ценности, примеры поведения, прогулки, совместные дела, правила, путешествия, способы общения, эмоциональные реакции на события жизни, - всё то, что происходит ежедневно.
Что бы "залатать рваные паруса отношений", пережить шторм, родитель может опереться на свою безусловную любовь к ребенку, обогатить себя знаниями о данном возрастном периоде, о способах поведения и минимизации негативных последствий, соотнести их со своей персональной ситуацией развития и терпеливо корректировать взаимоотношения таким образом, чтобы каждый член семьи чувствовал себя комфортно, в безопасности и любви.
Источник: выдержки текста описания картины И.К. Айвазовского взяты здесь.